Художественное выпиливание из дерева.

  Художественное выпиливание из дерева -  один из наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства, доступного широким массам. Художественное выпиливание лобзиком развивает требовательность к себе, точность и аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость, изобретательность и в то же время прививает трудовые навыки владения многими инструментами. С помощью выпиливания можно изготовить самые разнообразные ажурные и полезные вещи: шкатулки, полочки, ларцы, рамочки, чернильные приборы, абажуры, карандашницы, вазочки и т. п.   Выпиленными деталями можно украшать домашнюю мебель в виде накладок, филенчатых вставок в дверцы шкафов, буфетов, тумбочек и других предметов. 
 Наряду с другими современными технологиями на занятиях используется технология мастерских, т.к. эта система обучения предоставляет возможность каждому ребенку, опираясь на его способности и опыт,  реализовать себя в познании окружающего мира,  раскрывает творческий потенциал и прививает любовь к искусству.
  Технология  мастерских  - это необычная система обучения, предоставляющая каждому ребенку, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя в познании. Она  появилась в практике в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году.  ЖФЭН - это сокращенное название «Французской группы нового образования» - добровольный творческий союз ученых и практиков Франции. 
 Анри Бассис – известный французский  педагог, поэт и драматург, в своей книге писал: «Мастерская – это не место и не территория, а событие в жизни Мастера и учеников.  Это реализация новой педагогической гуманной философии через эмоции и творчество. Она предполагает создание условий для саморазвития свободной творческой личности».

Сущность данной   технологии выражалась в следующих основных положениях:


1. Воспитывать  личности с новым менталитетом. Это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
2. Помнить, что все дети способны. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.
3. Использовать  современные методы обучения и развития личности.
4. Развивать   творческие  способности воспитанников.

Для  технологии мастерских характерны следующие принципы:


а) отношение  взрослого к ребенку, как к равному себе;
б) самостоятельное решения творческих задач ребенком;
в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту каждого ребенка.
   Используя данную технологию,  педагог ведет работу с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами,  схемами и моделями.  В ходе мастерской обязательно используется работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому.

Материал и инструменты  необходимые  для выпиливания:

1. Хорошим и доступным материалом для изготовления художественно оформленных изделий является обыкновенная двух - или трехслойная фанера. Лучшей фанерой считается березовая и ясеневая высших сортов «А» и «АВ», иногда используют  и кедровую фанеру. Преимущество фанеры перед другими материалами из дерева в том, что она не крошится при выпиливании, легко и достаточно хорошо обрабатывается, покрывается лаком и полируется. Для выпиливания необходимо подбирать здоровую и качественную фанеру: чистую и однородную по цвету, без сучков, трещин и отколов, хорошо высушенную и некоробленную; не имеющую на себе участков, пораженных гнилью или грибком. Толщина фанеры от 3 до 5 мм вполне достаточна и зависит от назначения изготовляемой вещи в целом или детали в сборке.
2.  Ручной лобзик  - это универсальный ручной инструмент, который предназначен для прямого и фигурного резания различных материалов (дерева, пластика, алюминия, стали, керамики, стекла), выпиливания круглых и прямоугольных отверстий.  Широкие возможности инструмента и обусловили его популярность в среде, как профессионалов, так и домашних мастеров.      
Лобзик  представляет собой рамку, напоминающую букву П, на свободных концах помещены винтовые зажимы и деревянная ручка. В зажимы вставляют пилочку.  Этот лобзик используется при выпиливании наиболее сложных деталей из дерева и фанеры, не превышающей 8 мм. Деревянная ручка и жесткие крепления пилки делают работу с этим лобзиком более простой и безопасной, чем с большинством других моделей. Рукоятка специальным способом прикреплена к основной части, что гарантирует прочность и жесткость лобзика, а также его долговечность.
 3. Шило. Тонким шилом с ручкой при выпиливании внутренних контуров орнамента проделывают отверстия в фанере для пилочек. Тонким шилом с ручкой при выпиливании внутренних контуров орнамента проделывают отверстия в фанере для пилочек.


 4. Напильники. Небольшие напильники со средней насечкой необходимо иметь для зачистки краев внешних и внутренних пропиленных контуров. Напильников как минимум надо 3:  круглый, плоский и трехгранный.  Движение напильником по краю пропила лучше делать под острым углом.
5. Упорная дощечка продается в наборах вместе со струбциной и лобзиком, но ее можно выпилить самому по указанным размерам, тремя шурупами прикрепив к столу. Материалом для дощечки может служить доска не толще 15 мм.
 6. Для работы также необходимы различные предметы: молоток, массой около 200 граммов, плоскогубцы,  нож, циркуль, линейка с делениями  1 см и остро заточенный карандаш.

Отделка изделий.

   По желанию исполнителя изделие из фанеры можно полировать, лакировать и красить.  Зачистку и полировку производят шкуркой, сначала средней, затем - мелкой. Двигать шкурку следует по направлению волокон полируемой поверхности.  Хороший, естественный вид поверхности можно создать, если ее протереть теплым скипидаром с добавлением светлого воска, покрыть прозрачным художественным лаком. Можно и просто после зачистки мелкой шкуркой покрыть лаком для пола. Первый слой лака должен быть довольно жидким. После его впитывания полезно тщательно прогладить всю отлакированную поверхность, чтобы прижать ворс, и после этого лакировать еще раз  или несколько раз - по необходимости. В зависимости от вкуса исполнителя можно приготовить из соответствующих масляных красок в смеси с кедровым или фисташковым лаком эмульсию цветом под орех или красное дерево и др., все зависит от фантазии исполнителя.